МЕНЮ ПОИСК
четверг, 26 мая 2016, 15:29

Красота не потребует жертв

Красота не потребует жертв
Источник фото: 
egofree.ru
Цифровые технологии на производстве открывают дорогу промышленному дизайну в России.

Курс России на импортозамещение и стремление при этом быть одной из лидирующих держав мирового высокотехнологичного рынка, как никогда обострили необходимость в производстве отечественной конкурентоспособной продукции. Реализацию амбициозных планов существенно тормозит отсутствие в России такого важного этапа создания продукта – как промышленный дизайн.
Раньше «оберткой», которую было очень сложно совместить с функциональностью изделия, пренебрегали. Теперь цифровые технологии, которые постепенно осваивает российская промышленность, дают существенный карт-бланш инженерам в расширении возможностей проектирования изделия, одновременно закладывая в него эргономику, которая не испортит внутренний смысл, но при этом сделает продукт узнаваемым и желанным для покупателя.
Новые системы промышленного оборудования, например, «сквозное проектирование», позволяют как конструктору, так и дизайнеру, последовательно создавать продукт и синхронно менять его характеристики в процессе разработки, не возвращаясь назад. Промдизайн в современном понимании не ограничивается идеей и эскизом. Сегодня авторы госпрограммы «Инжиниринг и промышленный дизайн» предполагают его более широкое участие в процесс подготовки изделия к массовому производству: начиная от этапа 2D и 3D проектирования (в CAD, САМ) и визуализации, инженерных расчетов, до привязки к производству. В России таких производств еще очень немного.

«В русскоязычной трактовке под дизайном понимается привлекательный внешний облик изделия и одновременно удобство его использования. В мировой практике работа над дизайном является неотъемлемой частью процесса разработки. Требования к дизайну часто задаются на старте, закладываются в конструктив, служат отправной точкой для инженера», - говорит в интервью Rosnauka.ru менеджер машиностроительного направления компании АСКОН (программное оборудование) Дмитрий Гинда, - У нас исторически превалировали требования к функциональности, надежности, безопасности. Дизайну уделяли внимание по остаточному принципу».

Да и сейчас в интернет-среде для профессиональных инженеров можно встретить мнения, что дизайнер – это всего лишь чертежник, ремесло которого легко освоит каждый за пару недель. Между тем, дизайнер на производстве – это не просто художник, а полноценный инженер, который понимает, как совместить прекрасное с полезным, представляет, как в итоге будет работать задуманное изделие.
Несмотря на то, что уже и президент России Владимир Путин назвал дизайн одним из определяющих направлений нового технологического уклада, недооценка промышленниками в РФ роли красивой оболочки продукта, как залога успешных продаж на рынке, сильна до сих пор.

«За время работы в нескольких компаниях, имеющих свой отдел разработки и, в частности, промышленного дизайнера, я сделал вывод, что дизайн в России пока не является инструментом конкуренции, а по сему, по сути, не нужен компаниям и брендам. Ощущение очень близко к телевизионной рекламе 20 лет назад, вроде бы нужно, за «бугром» все делают — давайте и мы. Но практического смысла именно в разработке дизайна нет. Говорит в интервью Rosnauka.ru руководитель «Формлаб» Андрей Востриков.

На многих российских производствах к внешнему виду изделия по-прежнему обращаются в последний момент, как замечает эксперт, если уже на конечном этапе понятно, что продукт получился уж совсем страшный.
По словам главы департамента информации и коммуникаций Ростеха Василия Бровко, пока сложно представить, чтобы отечественные промышленники самостоятельно начали развивать промышленный дизайн без участия со стороны государства. «Они будут терять рынки, но все равно считать, что промышленный дизайн не более чем блажь», - сетовал Бровко в одном из недавних своих выступлений.
Правительство, тем не менее, настроено оптимистично и считает, что роль дизайна отечественным производителям поможет оценить программа «Инжиниринг и промышленный дизайн», предполагающая создание и введение в практику РФ соответствующих новых понятий и стандартов, а также программ «лояльности» для пионеров этой индустрии в РФ.
К тому же «прививка красоты» российской промышленности, как уверены в правительстве, не потребует жертв. Дизайн и инжиниринг, по словам Василия Бровко, «сегодня идут рука об руку». И если правильно их совместить, то дизайн станет функцией, существенно повышающей стоимость товара без крупных вложений.

Фото: pixabay.com

Современному инженеру приходится быть техником с обостренным чувством прекрасного

Пока же на предприятиях сложилась уникальная ситуация: российскому инженеру единолично приходится быть специалистом на стыке специальностей: и художником, и конструктором.
«Специалистов по промдизайну нет — это факт. В некоторых технических вузах открыты факультеты дизайна, но им не на что опереться. Базой такого факультета, как правило, является кафедра инженерной графики, преподавать приглашены специалисты из художественных вузов. Поэтому пока промышленные дизайнеры вырастают на предприятиях, набираясь опыта в реальных проектах и общении с заказчиками», - говорит Гинда, - Через общение с потребителем своей продукции специалист приходит к пониманию того, что нужно заниматься промдизайном. При этом сам термин «дизайн» не используется. Говорят об удобстве, эргономических характеристиках».
По словам эксперта, чтобы продать свою разработку, предприятие должно ее эффектно представить потенциальному покупателю. Например, когда готового изделия у предприятия нет, а есть его электронная трехмерная модель. «Тогда инженер берет на себя роль дизайнера и на основе модели, полученной в CAD-системе, создает красивое изображение. Для этого могут применяться различные инструменты: собственные возможности CAD-системы, модули рендеринга для CAD-системы или специализированные дизайнерские 3D-системы».

По словам продюсера "Варенъе организма", бывшего эксперта по реализации проектов Центра прототипирования НИУ-ВШЭ Ильи Соболя, «3D-фантазия», конечно, не всегда соответствует требованиям технологии реализации, законам физики и реального мира. Но выход есть. «Несмотря на то, что один из показателей развития производства, это уровень разделения труда, в контексте цифрового конструирования особенно ценными становятся мультидисциплинарные специалисты, у которых высок уровень компетенций в разных, и иногда смежных сферах. Такие знания, позволяют им с успехом решать задачи поиска компромисса между художественной целью изделия и его конструктивной начинкой, учитывая, что чаще всего решения этих задач это противоположные берега реки», - говорит ВШЭ Илья Соболь.

Таким образом, в задачи современного инженера может входить полный цикл инженерно-технического проектирования. Технология объемной печати с применением совершенно разных материалов позволяет почти мгновенно создать прототип будущей детали или всей конструкции, а значит максимально приблизить ее к той, что будет собираться в цеху. Такой специалист выступает и дизайнером, и конструктором, и проектировщиком, способным при помощи современного оборудования и математического конструирования успешно развить виртуальную идею до физического прототипа, готового к масштабной реализации. По словам Соболя, такая ситуация ненормальна: нельзя вешать на инженера еще и обязанности художника.
Тем временем, благодаря современным технологиям инженер даже без художественного образования пытается решать задачи, которые ставит рынок. Не всегда успешно. В правительстве приводили в пример отечественные станки, которые хоть и наделены высококлассным функционалом, проигрывают импортным аналогам из-за своего простоватого, а иногда страшного вида.
Стимулом развития этого нового для России направления в инжиниринге (к слову сказать, и о нём знания в РФ пока не систематизированы полностью), по мнению специалистов Ростеха, могут стать как новые нормативные акты, отражающие российские реалии, так и примеры отечественных компаний, успешно освоивших стандарты цифры и дизайна. В качестве удачного примера приводят новую модель АВТОВАЗа Lada Vesta. Её дизайн разработан специалистом из Великобритании - Стивом Маттином.

«Автопром - отдельная история, он слишком завязан на представления покупателя о товаре, поэтому ВАЗу приходится меняться, хотя это пока плохо получается» - замечает Алексей Востриков.

Отечественные специалисты, которые в будущем продолжат славить наверняка не только «Ладу», пока в процессе обучения. Десятки вузов по всей России включены в специальную госпрограмму по инжинирингу и промдизайну. Например, кафедра «Промышленный дизайн» МГХПА им. С.Г. Строганова уже обучает курс новых системных инженеров. В ближайшее время в РФ должны появиться новые профстандарты, в том числе и «дизайнер транспорта».
В то же время, наши соотечественники, выпускники легендарной «Британской высшей школы дизайна» (Лондон), зачастую не могут найти в России работу по специальности.

«Российский рынок пока не понял, как формирование команды вокруг проекта по созданию предметного продукта с таким количеством узкопрофильных специалистов может принести выгоду. У нас скорее возьмут уже готовую рабочую идею – продукт, отдадут ее инженерам, которые пересоберут устройство и отправят на производство. Процесс создания нового продукта, который действительно будет нужен потребителю, и будет продаваться, теряет сразу 2 начальных этапа разработки – исследовательский блок и блок развития дизайн-концепции, - рассказал Rosnauka.ru промышленный дизайнер молодой отечественной инжиниринговой фирмы «Кафидов Лаб» Евгений Лабинский.

 По его словам, внедрение новых этапов разработки важный и нужный процесс, но пока продакт дизайн (Product Design) и промышленный дизайн (Industrial Design) только начинают защищать право на свое существование в отечественной промышленной сфере. Их деятельность поддерживает успешный частный бизнес, который не только заинтересован в своем развитии, но и готов к дополнительным временным и материальным расходам ради более выгодного результата
Креативный дизайнерский подход россияне пока успешно осваивают на базе совместных предприятий. Например, в АББ - ведущем поставщике силового оборудования и технологий для электроэнергетики, транспорта, инфраструктуры и автоматизации производства, о промдизайне знают не понаслышке. Хотя центры технической компетенции АББ находятся на европейских заводах

«Задача концерна АББ произвести инновационный продукт, который подходит под определенные рыночные требования. Именно поэтому мы уделяем пристальное внимание промышленному дизайну, привлекательность которого несет не только эстетическую нагрузку, но и функциональность – позитивно влияет на удобство пользования. Еще одна миссия промышленного дизайна для АББ - повышение узнаваемости бренда через изделия, так как компания обладает очень широкой гаммой продукции. Нередко для проектов привлекаются внешние специализированные компании, как это было, например, при разработке дизайна инновационной зарядной станции для электромобилей», - говорит в интервью Rosnauka.ru руководитель службы маркетинга подразделения «Низковольтное оборудование» АББ в России Владимир Зотов.

Инновационные продукты не только меняют представление о технологиях и решениях, как подчеркивает Зотов, но и устанавливают новые стандарты в области дизайна.
Так, компактный промышленный робот FRIDA от АББ получил в 2011 году ведущую международную награду в области промышленного дизайна Red Dot Design Awards. Best of the Best. В активе концерна легендарная подвешенная электрическая силовая установка Azipod для гребных винтов ледоколов – она выиграла «красную точку» в 2013 году. Эту же награду за дизайн силового автоматического выключателя Emax-2 и системы дистанционного управления АББ - вручали 2014 году.
Среди чисто российских компаний, завоевавших признание заграничных рынков пока, что и логично, преобладают производители непосредственно «красоты»: аксессуаров разного назначения. Например, текстильных штучек. И хотя в «начинке» платка нет микросхем, а его рисунок и форма в любом случае не помешает внутреннему содержанию, сам подход лучших представителей отечественного легпрома не мешает взять на вооружение всем наукоемким и высокотехнологичным предприятиям РФ.

«Промышленный дизайн - это то, что наделяет продукт способностью продаваться», - замечает в интервью Rosnauka.ru основатель группы текстильных компаний Solstudio Александра Калошина.

В штате ее фирмы целое бюро промышленных дизайнеров. Конечно, для текстильной области такой подход – обязательное условие существования. В иных же отраслях промышленности часто рассчитывают ограничиться способностью «выживать» за счет начинки продукта.
Между тем, уже научно определено, что современный покупатель любого уровня – от простого человека до корпорации или посредника весьма падок на внешний вид. «Текущие исследования показывают, что у современного покупателя, живущего в сложном информационном пространстве эмоциональная, эстетическая составляющая в принятии решения о покупке,  более чем в пятидесяти процентах случаев преобладает над рациональными аргументами», - рассказывает Калошина. Получается, что для экономики, применение цифровых технологий без дизайнерской составляющей в производстве не эффективно, а значит – невозможно.

Узнал сам? Поделись с друзьями

Подпишитесь на рассылку лучших материалов за неделю.

Поверьте, это того стоит! 30 000 подписчиков уже с нами.

Новости партнеров

Рейтинги

Рейтинг репутации вузов: Топ-50 вузов в сфере «технические, естественно-научные направления и точные науки»

«Эксперт РА» впервые подготовил рейтинги репутации вузов по техническим и экономическим направлениям. Списки 50 лучших вузов в этих сферах сформированы по итогам масштабных опросов, проведенных агентством в 2012-2014 годах. В ходе исследований было получено свыше 15 тысяч оценок респондентов из 78 регионов России. В интернет-голосовании участвовали 4 группы опрашиваемых: преподаватели, представители научного сообщества, работодатели, студенты и выпускники.

Рейтинг вузов России, 2015 г.

Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») при поддержке фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» составило четвертый ежегодный рейтинг вузов России. При подготовке рейтинга использовались статистические показатели, а также проводились масштабные опросы среди 17,4 тыс. респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.

Поделиться